Как стать настоящим врачом?
Рецепт очень прост.
Нужно каждый день, каплей за каплей, выдавливать из себя… бабушку
А что это значит?
Если вкратце: безостановочно, упорно, постепенно избавляться от мифов, косности, зашоренности, штампов и стереотипов в своем мышлении. Освободившееся место нужно заполнять современными научными знаниями, переработанными клиническим опытом и мудростью. Причем это касается не только специализированных медицинских знаний, но и вообще, понимания и восприятия жизни. И учиться доктору придется всю жизнь.
Если подробнее: исходные знания студента медицинского ВУЗа представляют собой сумму сведений полученных в школе, небольшого личного жизненного опыта и семейных традиций.
Семейные устои — это опыт многих поколений, народная мудрость, передающаяся из поколение в поколение. Это самые сложные для осознания и вытеснения понятия, так как они впечатываются с детства как догмы, когда критики еще особо нет.
Вообще, часто крылатая и яркая глупость, что-то, случайно подслушанное в общественном транспорте, увиденное в телевизоре, запоминается намного лучше научной, но скучной лекции.
Личный опыт перенесенных болезней бесценен. Врачу сложно понять больных людей и их родственников, если сам он в жизни не болел, не страдал, не испытывал горе. Но не факт, что пациент правильно интерпретирует происходящее с ним, и тогда выводы могут оказаться и ложными.
Ну и наконец, знания, полученных в ВУЗе. Теперь во всем досконально разберемся? Отчасти.
Кстати, кто преподает (обучает) в Вузе? Учитывая, что зарплата преподавателя составляет около 10-15 т.р. в месяц (2016 г.), надеяться, что туда идут лучшие из лучших, особо не приходится. И действительно, многие ассистенты и доценты и даже профессора, как это ни странно, имеют лишь отдаленное представление о медицине, являясь чистыми теоретиками. Если же преподаватель — реальный врач, ждать, что за нищенскую зарплату он будет проводить много времени со студентами, особо не приходится.
Можно, конечно, самостоятельно штудировать медицину, благо от учебных пособий, руководств и учебников ломятся полки книжных магазинов. Только вот маленький вопрос — а кто пишет эти руководства? Клинические врачи, проводящие все свое время с больными? Частично, да. Но в основном, учебники пишутся и переписываются из года в год теоретиками от медицины, сидящими в своих пыльных кабинетах, куда реальные больные могли уже не заглядывать несколько десятилетий. Более того, пока медицинская книга дойдет до печати и выйдет в продажу, зачастую проходит много лет, за которые часть информации уже успевает устареть.
Поэтому сильно доверять отечественным руководствам и учебникам я бы не стал, хотя конечно, там иногда попадаются ценные вещи.
Может тогда стоит посещать профильные конференции и читать периодические медицинские журналы?
Да, надо. Но нужно фильтровать. До 90% информации в отечественных журналах и на конференциях является откровенной и даже бессовестной рекламой.
Помню на одной крутой конференции инфекционистов в Москве с международным участием (участвовала Белоруссия) целая секция была посвящена целебным свойствам Оциллококцинума. Зал был битком заполнен, был анонсирован бесплатный кофе-брейк (бутерброд и чашка растворимого кофе). С высоких трибун доценты и профессора, собранные с разных городов, взахлеб и чуть ли не «писая кипятком», рассказывали о своих псевдонаучных изысканиях. Оциллококцинум! Ура! Аплодисменты! Лечит ОРВИ и грипп! Ура! Аплодисменты! Лечит даже менингит и энцефалит! Ура! Аплодисменты! Лечит вообще все! И повышает иммунитет! Ура! Аплодисменты!
Это бесноватое собрание очень напоминало секту.
Таким образом, знания, полученные в медицинском институте очень далеки от идеала. И сколько в этих знаниях науки, а сколько «бабушки» — врачу еще предстоит узнать и проверить своими ошибками и опытом.
Западные источники информации не идеальны, там тоже может быть реклама. Но они содержат намного меньше ошибок и практически не содержат народных мифов.
Для первоначального получения информации по незнакомой мне теме я могу, как и все, почитать интернет, далее главу в отечественной книжке по медицине. Интересно также почитать форумы отечественных врачей.
После получения общего представления о проблеме я иду на специализированные сайты. Например, это medscape — абсолютно бесплатный, с краткой информацией по делу и классными обучающим фильмами. Это мой любимейший uptodate — сайт обзоров по всем областям медицины с регулярным пересмотром и обновлением каждой статьи раз в месяца. Это фундаментальный clinicalkey, включающий и книги и атласы и статьи по любой медицинской теме. Для окончательного понимания проблемы я читаю специализированные статьи в периодических западных журналах.
Но вся эта информация пока бесполезна, она еще должна столкнуться с реальной жизнью, обкататься через ежедневный клинический опыт. Только тогда я могу почувствовать, что понимаю ту или иную проблему на нормальном уровне.
В каждом враче (во мне тоже), даже в самом крутом и великом докторе все-равно есть бабушкины вкрапления. И осознать эти вкрапления в себе очень сложно и болезненно.
Однажды я посещал семинар для врачей, где давала новую информацию про вакцинацию один очень хороший врач-иммунолог. На высоком профессиональном уровне она очень правильно рассказывала про разные вакцины.
Ничего не предвещало разочарования, но неожиданно она выдала типичную бабушкину мысль: «Как обычно, после вакцинации мы не рекомендуем пациенту два дня мыться и гулять».
— Простите доктор, — спросил я у нее, — а в чем проблема? Что произойдет, если после прививки ребенок погуляет или помоется?
Иммунолог удивилась и сама вдруг задумалась.
— Ну, может инфекция попадет в ранку?
— Но доктор, простите, вода из под крана используется, чтобы промыть рану от грязи после травмы. Она с хлоркой, там нет инфекции. Более того, отверстие от иглы после вакцинации настолько мала, что затягивается в течение минуты после укола. Что туда может попасть? Загрязненный воздух? Может тогда еще асептическую повязку наложить? А вакцинацию проводить в условиях стерильной операционной? Более того, ни в одной инструкции не сказано, что после прививки нельзя гулять и мыться. Это миф.
Через пару недель у нас снова был семинар с этой же врачом-иммунологом. На этот раз, косясь на меня, она сказала: «Как обычно после прививки мы не рекомендуем… загрязнять место вакцинации и… общаться с больными людьми»
Так образом, доктор смогла осознать и преодолеть в себе бабушкину мысль.
Бабушки, не обижайтесь) Здесь ваше имя нарицательное. Хотя, действительно, с бабушками у педиатров особые счеты)).
Оригинал 27.03.2016 в 13:33
Обновлено 09.2024
Да, на самом деле, стереотипы и закрепившиеся «бабушкины» приметы и причуды порой нередко мешают адекватно оценить и разобраться в сложившейся ситуации. Вот, например, какой-то юморист пустил слух, что проглоченная жевательная резинка остается в животе семь лет. Да, жвачка действительно не переваривается. Но наше тело частенько сталкивается с такими вот неперевариваемыми субстанциями и просто избавляется от них естественным путём . Знакомая недавно разбудила ночью, часа так в 2, у неё ребенок нечаянно проглотил жвачку ( другой вопрос- почему он в 2 ночи бодровствовал). Девушка в панике, говорила, что слышала страшилки по- поводу «слипшихся кишок». И ,несмотря на все мои уверения, она все- таки решила позвонить ещё и знакомому врачу.
Думаю, профессора, которые рассказывали о чудо эффекте Оциллококцинум просто очень гордятся своим открытием, что в полне естественно! Но о действии препарата, который состоит из экстракта печени и сердца барбарийской утки возникают сомнения..
а лично мне не приходится сомневаться в эффективности оциллококцинума..очень хорошее средство, как по мне, помогает и взрослым, и деткам, даже самым маленьким.
Сейчас много совершенно бесполезных препаратов, но их старательно внедрение во врачебной практику (благодаря подобным семинарам) связано лишь с желанием отбить потраченные на их разработку финансы.
Но ведь оциллококцинум — безрецептурный препарат, люди его себе сами «выписывают»..Если б не помогал, то разве б его так часто покупали в аптеках?
Во многом согласен с автором. Врач должен быть мобилен в информационном плане, быть готовым к повседневному узнаванию чего-то нового. Перечисленные ресурсы на мой взгляд очень хороши, medscape’ом пользуюсь повсеместно, очень удобный и структурированый гайд. Но, конечно же, для развития в себе способности к расширению кругозора, нужна и хорошая база, которая в общем неплохо даётся и в стандартной учебной литературе. Да, там много «воды», но обучаясь с такой литературой, студент или врач тренирует в себе способность фильтровать информацию. Это умение также очень важно.
Прочитал статью и чего-то приуныл от того, что написанное в ней по поводу современного образования в ВУЗе — правда, особенно на первых трех курсах в медицинском. Но, справедливости ради, стоит отметить, что начиная с четвертого курса подавляющее большинство преподавателей — практикующие врачи, и они делятся советами, некоторыми «фишками», что действительно помогает в анализе и восприятии материала. И все-таки, с течением времени многие «бабушкины тезисы» будут встречаться все реже, немаловажно не просто выдавливать из себя устаревшую информацию, но и не допускать появления новой, «молодой бабушки».
Все-таки, чтобы стать хорошим врачом надо знать и основу. То, что дается на первых трех курсах. А это есть нечто иное «как бабушка», но при этом действительно важно различать, что полезно, а что нет. Что из устарелого и нового материала является нужным и полезным. А это, конечно, приходит, как вы написали, в ходе практики и опыта
Практика, и только практика! Разумеется, при наличии базовой фундаментальной основы (не обязательно академической). Увы, но в эпоху «информационного общества», когда информация становится товаром, а как следствие — предметом всевозможных спекуляций, когда система образования находится в руках лоббистов и ангажированных чиновников различных уровней (международного в особенности: с каждым годом деятельность той же ВОЗ вызывает всё больше вопрос у национальных и независимых экспертов), когда параноидальный ценз добирается до учебников и энциклопедий, остается надеяться только на свой эмпирический опыт. Но, помимо солидного багажа знаний, полученных опытным путем, не стоит забывать о этической стороне вопроса, которая, безусловно, должна быть фундаментом любой врачебной практики. Умение отличить аппендицит от острого колита теряет всякий смысл, когда врач забывает о том, что главное в его работе — спасение человеческих жизней
Хочется отметить, что проблемы с образованием во многих сферах есть! Во многих ВУЗах до сих пор преподают по старейшим учебникам. Да,несомненно в этом есть какая-то истина. Но нужно идти в ногу со временем. Многие скажут,что высшее образование — это 60% самообучения, соглашусь…но когда направление мыслей немного не скорпектировано….и направление самообучения храмает!
Для меня, как для студентки медицинского, это особенно важный вопрос. Полностью согласна, что надо избавляться от стереотипов и зашоренности сознания, наполнять себя знаниями и не смотреть на работу однобоко.
чем больше читаешь научной литературы,тем меньше в сознании остается бабушки и прочих » народных стереотипов». но порой встречаются такие персонажи,которых никакой научный эксперимент или много миллионное исследование не переубедит.
Что насчет «бабушки внутри нас»? Мне кажется, бабушки и дедушки есть абсолютно во всех. И чем человек современнее, чем больше он готов работать над собой, тем проще ему будет избавляться от каких-либо предрассудков и неверных убеждений. Особенно, как мне кажется, чем старше человек становится, тем больше он становится бабушка/дедом. Я считанию, чем младше мы, тем больше учимся у взрослых, а когда взрослеем, нужно частенько смотреть на детей и подростков. Они нас многому научат.
Насчет преподавателей не могу согласиться. Не для всех деньги это единственный стимул работать. Как говорил один мой знакомый врач/преподаватель: «у меня есть 3 работы: одна для души, которая нравится, одна для заработка, на которой хорошо платят и одна, которая и не для души и не для заработка». Как вы могли догадаться третья работа — это преподаватель. Причем преподаватель он хороший. Каждый для себя находит свои мотивы заниматься той или иной деятельностью (не буду говорить какие, для нас главное что они есть). В нашем университете есть отличные преподаватели, умеющие заинтересовать предметом, доступно объясняющие современную, новую информацию, отслеживающие текущее положение дел в своей сфере, что для студента является сокровищем и значительно облегчает жизнь. Если кто-то хочет углубиться, пожалуйста, как говорил автор это самообучение по западной литературе. Так же по некоторым предметам лекции не чисто условные (копия учебника), а нацелены как раз на то что студент прочитает учебник дома как базу, а на лекции ему дополнят и скорректируют и добавят новую информацию, но для этого нужно прочитать учебник дома 😉
Хотелось бы задать Вам один вопрос, бабушки ли это говорят или это научно доказанный факт. Правда ли,что у матери родившей с эпидуральной анестезией риск родить будущего наркомана во много раз выше?
Довольно печально в статье написано про обучение в вузе. Есть очень много устаревшей информации, да, но есть и база, в которой хороший врач должен чувствовать себя, как рыба в воде. Несомненно после этой базы, врач с умом должен фильтровать и всю жизнь продолжать обучаться и узнавать новое, только через призму мудрости и базу знаний, лечить и быть отличным специалистом.
От бабушки не скрыться, не убежать!Она въедается в неокрепшие умы,растворяется в них и становится частью нас самих.Но,может быть,возможно создать антибабушкин барьер,который будет состоять из логичных и объективных аргументов родителей?Ведь,как было сказано в статье,основные «махровые» догмы формируются в предыдущих поколениях.Возможно,после возведения данного барьера остальные «бабушкины» мысли будут не так глубоко,основательно оседать в умах. И наша всеобщая задача-стать родителями с минимальной концентрацией «бабушки в крови»,чтобы заполнить головы наших детей разумными,адекватными мыслями хотя бы по основным жизненным направлениям.А дальше пусть сами искореняют из себя «бабушку»,ведь от неё никуда не скрыться.
понятное дело, что почти все симптоматические лекарства от орви заменяются парацетамолом и просто горячим чаем) но все же есть и противовирусные с уникальным составом и эффектов — я вот без оциллококцинума не представляю, как выздороветь.
вообще не имею ничего против безрецептурных препаратов. а Оциллококцинум — вообще любимое средство, только оно помогает дня за два!
Полностью согласна, что современный врач, желающий оказывать эффективную помощь, должен постоянно заниматься самообразованием и не забывать, что медицина — наука динамичная.
Однако, даже наличие знаний не всегда позволяет установить комплайнс. Примером могут послужить мои личные бессмысленные попытки объяснить бабушке, что антибиотик не излечит вирусную инфекцию. На мои аргументы у неё один ответ — мне же стало легче.
Поэтому хочу добавить к словам автора, учиться нужно «выдавливать бабушку» не только из себя, но и из бабушек.
Очень скептически конечно вы относитесь к преподавателям в ВУЗе. Хочется верить, что остались корифеи на кафедрах,которые помогут сформировать настоящее клиническое мышление и врачебную логику.
Если судить по комментариям, то гомеопатия непобедима.
Только если её официально запретят.
У каждого врача есть определённое мнение насчёт того или иного препарата. Получается, студентам нужно тщательно фильтровать информацию, полученную от опытных врачей. Не раз сама сталкивалась с разными подходами в лечении, которые слышала от авторитетов. Согласна с тем, что многое познаётся с опытом. И ошибки будут в любом случае. Важно при этом отношение, не наплевательское, как у бабушек на терапевтическом приёме. Так и приходится пациентам читать чушь в интернете и есть горошки.
Очень сложно вытравить из себя «бабушкины» советы, это закладывается с детства. Переломить свой тип мышления достаточно трудно, но необходимо, чтобы стать хорошим специалистом.
Автор поднимает очень важную проблему ложной информированности человека от своего немедицинского окружения.
В самом деле, университет ломает многие стереотипы в процессе обучения. Не один раз у меня возникала мысль: «вот я теперь знаю, что это миф, но кому я еще об этом расскажу? Своим знакомым и друзьям? Допустим. Но сколько человек останется со своими обывательскими взглядами, и скольким они передадут эту информацию?» Очень грустно, что эта проблема из года в год нисколько не решается.
И правда, проще прорекламировать новый глупенький сериальчик, чтобы пенсионеры из всех глубинок посмотрели его по 1 каналу, чем уделить эти 30 секунд чему-то по-настоящему полезному: корректному лечению ИБС или необходимости обратиться к врачу с соответствующими симптомами.
А чего мы ждем от студентов (=будущих врачей), если они методично взращиваются «бабушкиными врачами»? Была я тут недавно на лекции по раку щитовидной железы (курс факультетской хирургии). Тема для меня не то, что бы личная…можно сказать «интимная»: мне пришлось столкнуться с этой проблемой самой. Через полтора часа разглагольствований про прекрасную выживаемость, про то, что опухоль растет годами и вообще все просто замечательно, мне очень хотелось встать и закричать: «Что за бред??? Откуда эти цифры ТТГ? Где понятие о локальном и метастатическом варианте роста? Где хоть слово про тиреоглобулин (который сдают ВСЕ больные РЩЖ)?…Но лектор быстренько ускользнул из зала,(на его счастье) не спросив о наличии вопросов и так и не узнав, как сильно он оскорбил 1/50 аудитории… Я понимаю, кафедра не занимается этой проблемой уже десятки лет, но что сложного свободно скачать в интернете рекомендации американские тиреоидологической ассоциации, перевести эти несчастные 4 страницы схем ведения пациентов на разных стадиях и донести адекватную информацию??? Но лекция прочитана и студенты будут рассказывать на экзамене, что рщж можно лечить так, а можно и так и т.д. Страшно подумать, насколько искаженную информацию мы получаем, если это только одна тема в которой я понимаю несоответствие лекции реальному положению дел! Первый раз было больно не только за потраченные впустую 1,5 часа. Это как студентка. А как пациентка, могу сказать, что такой подход ОЧЕНЬ чувствуется в лечении… Но все не совсем плохо: за 2 дня до этой лекции нам читал «быстрый, дерзкий, как пуля резкий» молодой хирург про колоректальный рак. Читал так, что писать было невозможно! За 4 года учебы это была одна из 5 самых грамотных и «захватывающих»
прослушанных лекций! Было очень видно, что доктор знает, что делать с пациентами, при этом находясь в поиске лучших методов лечения. И после ЭТОГО лекция по рщж на основе методичек 80-ых годов! И второе, этот «бабушкин подход», к сожаленью, в медицинском образовании норма( 80% лекций не дотягивают до студенческих докладов на СНО, где от нас требуют только актуальную (т.е. иностранные источники) информацию! А сколько развелось чисто студенческих электронных ресурсов для самообразования, типа Медача? И всё это по тому, что, как студентка и как пациентка, понимаешь, что не хочется уезжать на лечение относительно несложного в онкологии и не требующего сильно «высоких» технологий заболевания заграницу. А пока приходится.
И насчет Оцилококцинума. Года 2 назад была на конференции «Пропедевтика детских болезней — основа клинического мышления педиатра» (кажется, так звучало) и девственно чистый мозг студента 2 курса убило нереальное количество рекламы оживляющих субстанций с никому неизвестным механизмом действия! Я еще не знакома со всеми специальностями, но отечественная педиатрия в моем сознании пока точно абсолютный чемпион по «мутности» и таинственности методов лечения! В страшном сне можно представить подобное на конференции по взрослой кардиологии или эндокринологии. Там на всей макулатуре после названия рекламируемого препарата обязательно идет модель какого-нибудь многоцентрового плацебо-контролируемого исследования типа Impove, Proper, Spire и т.д. Надеюсь, мне просто не повезло и подобный подход на конференциях педиатров уходит в прошлое)
Чтобы стать конкурентоспособным врачом, необходимо овладеть английским языком, т.к вся новая информация выходит в иностранных статьях и журналах. Очень жалко, что наш уровень медицины так сильно отстает от Запада, надеюсь, что в скором времени это поменяется.
Андрей, поддерживаю Вас.Одной из необходимостью любого врача является знание английского языка,сейчас в большинстве медицина издается именно на английском языке ,примером тому может служить Uptodate.com ,»самый авторитетный источник медицинской информации в англоязычном интернете. Каждая статья содержит актуальные данные о болезнях, методах лечения и лекарствах. Более 5700 врачей пишут, проверяют и рецензируют материалы, причем с позиции доказательной медицины».
Хорошая статья!В современном мире, где человек получает огромные массивы информации, зачастую бесполезной или ложной, необходимо умение ориентироваться и фильтровать весь этот поток. Люди очень склонны к стереотипам и массовым заблуждениям, в том числе и медики. Представления о мире, в которых мы не сомневаемся и вроде как знаем всю жизнь, запросто могут оказаться ложными. Поэтому всю информацию нужно перепроверять и рассуждать рационально. Особенно в медицинской сфере, где осознание глубинных биологических процессов имеет ключевое значение для решения проблемы, а на кону стоит здоровье пациента.
Здравствуйте. Если не составит труда , посоветуйте хороший учебни к по внутренним болезням . Спасибо.
Очень часто мы замечаем «бабушкины мысли», настолько они укоренились в нашем сознании. Отличный пример с прививкой, помню в школе каждый раз после прививки мы слышали одно и тоже не мочить, не чесать, не гулять. И так из года в год и со временем ты воспринимаешь это как должное и единственно верное, даже не подвергая никакой критике и анализу. И, конечно, это не только с прививкой так, бабушкины тезисы они вокруг нас постоянно и, чтобы расти как личность и как специалист, в частности, нужно каждый день думать, переосмысливать, анализировать и разрушать в себе это шаблонное мышление. И в этом помогают правильные источники информации. Есть очень хорошие и качественные отечественные учебники, но ещё очень полезны иностранные сайты о которых вы писали выше и европейские/американские рекомендации по лечению конкретно каждой болезни.
Выдавить из себя бабушку. Лучше и не скажешь!
Отличная статья! Полностью согласна с тем, что необходимо вырывать, уничтожать и перерабытывать стереотипы и штампы в своем мышлении. Это очень сложная задача, но для пытливого ума врача интересная)
Избавиться от «бабушки» в себе действительно весьма непростая задача. После прочтения статьи я стала обращать больше внимания на «бабушкины» шаблоны в своем поведении и мыслях, заметив, к своему глубочайшему удивлению, неприлично большое их количество. Проблема в том, что эти самые шаблоны внушают нам с самого детства, как вы и подметили в статье, когда критическое мышление еще не сформировано. А с возрастом все эти «сорняки» нашего мышления настолько глубоко запускают свои корни, что мы и вовсе перестаем их замечать в себе и в окружающих. Кроме всего прочего, для критики необходимо обладать определенной базой структурированных знаний по теме. Иначе построить критику будет проблематично. Однако не воспринимать все сказанное соседями по маршрутке или бабушками в очереди на чистую веру научиться стоит всем, вне зависимости от того, в какой сфере они крутятся. Если смотреть глобальнее, то весь этот абсурд не ограничивается советами не мочить место вакцинации, туда же можно отнести весь пласт суеверий и примет. Все это имеет общие корни и засоряет ум людей, мешая мыслить здраво, рационально, критично.
Бабушка сидит в каждом крепко, и порой заметить ее трудно)
Стереотипное мышление вредно не только для медицины. Вообще, если человек хочет развиваться и расширять возможности своей обучаемости, следует избавляться от клише и конструкций, покрытых слоем пыли. Это целая философия жизни, которой строит проникнуться, даже находясь вне сферы здравоохранения
Спасибо за интересную подачу информации и примеры, демонстрирующие количество мифов отечественной медицины! Спасибо за ссылку на источники для информации с минимальным количеством ошибок, ведь действительно, современная литература вовсе не внушает никакого доверия и представляет собой лишь переизданные советские материалы, которые не актуальны в 21 веке. Отечественное университетское образование даёт лишь теоретическую подготовку современным русским специалистам, которую преподает учёный состав, зачастую не имеющий прочной практической базы и клинического опыта. С моей точки зрения, в университеты необходимо ввести обучение, которое сосредоточено не только на теоретической подготовке, план которой давно необходимо пересмотреть и структурировать, а также ввести дополнительную зарубежную литературу для изучения , но и ежедневный разбор клинических случаев с практикующими врачами.
Как приятно читать мысли по-настоящему доказательного врача! К сожалению, не только среди обычных докторов, но и среди преподавателей мало кто придерживается прицинипов доказательной медицины. Знания не обновляются, лекарства прописываются на основании рекламы и «заказов» начальства. И все это мракобесие творится на законодательном уровне.Российские клинические рекомендации пестрят фуфломицинами, фитотерапией и прочими вещами,которым в современной медицине места нет.Остается надеяться, что наше поколение, выросшее в эпоху интернета и имеющее доступ к международным информационным ресурсам, изменит то плачевное состояние, в котором находится отечественное здравоохранение.
Вот вы считаете, что большая часть учебников так сказать бесполезно, но если взять например зарубежную литературу, которая относительно часто обновляется, или например существуют клинические рекомендации, да они не являются учебными пособиями, но тем не менее несут в себе всю необходимую информацию.
Конечная зарисовка с иммунологом достойна аплодисментов! Спасибо за статью!
Читал, что вода является неспецифическим раздражителем в местах инъекций. Таким образом, после попадания воды в место вакцинации, возникает зуд, вследствие которого возникают экскориации, являющиеся входными воротами инфекции.
Интересно узнать мнение доктора по этому поводу.
К современным исследованиям тоже надо относиться критически. Не так давно приезжал дядя из США и рассказывал, что в прошлом году выявили более 500 био медицинских исследований, которые были ошибочны. Тема с преподами очень острая. Пожилым уже неинтересно а молодые ещё не умеют а вот людей в возрасте 40-45 лет мало. Да я вообще наш мед застрял на распутье между советским наследием и Европой. Думаю, если мы сможем выбрать или создамим, что то новое то, проблем с образованием будет меньше
К современным исследованиям тоже надо относиться критически. Не так давно приезжал дядя из США и рассказывал, что в прошлом году выявили более 500 био медицинских исследований, которые были ошибочны. Тема с преподами очень острая. Пожилым уже неинтересно а молодые ещё не умеют а вот людей в возрасте 40-45 лет мало. Да и вообще наш мед застрял на распутье между советским наследием и Европой. Думаю, если мы сможем выбрать или создамим, что то новое то, проблем с образованием будет меньше
Очень грустно,конечно,осознавать,что фарм-компании способны запросто лоббировать не просто группу,а целый пласт врачей.
А так,спасибо доктору Никольскому за лайфхаки,советы и полезные ссылочки (medscape,в частности). Осталось только impove’нуть свой английский 🙂
Спасибо Вам, за такое наставление, которому лично я постараюсь следовать.
Очень полезная статья! Да, и правда много лишних знаний, услышанных где-то по телевизору или в транспорте. Тяжело бывает от них избавляться, но однозначно полезно.
Довольно увлекательное и проницательное размышление о сложностях медицинской практики и важности критического мышления. Видно, что доктор делится личным опытом, показывая, как знания из различных источников — от специализированных сайтов до общения с коллегами — могут трансформироваться в реальную медицинскую практику.
Особенно впечатляет история с иммунологом, которая иллюстрирует, как даже опытные специалисты могут неосознанно придерживаться устаревших представлений. Этот момент подчеркивает необходимость постоянного самообразования и открытости к новым идеям, что является ключевым аспектом для любого врача.
Статья не только информативна, но и вдохновляет врачей быть внимательными к собственным предвзятостям, что, безусловно, способствует улучшению качества медицинской помощи)
К сожалению не могу не быть солидарен с вами насчет педагогической среды в медицине… Когда такой фундаментальный предмет как анатомия ведут клинические ординаторы без должного педагогического образования (да хотя бы базовых представлений), которым порой абсолютно индифферентно имеет ли студент достаточные знания по этому предмету, или же кафедры, опирающий свою преподаваемую теоретическую базу на фундамент 70-80х годов прошлого столетия, когда уже давно существуют более современные представления о различных рассматриваемых ими аспектах, заставляет смириться с тем фактом, что студент-медик должен добывать действительно актуальные знания на 85% самостоятельно… Не об этом думает малыш-абитуриент при поступлении. К слову о том, где еще воспитываются эти «внутренние бабушки»…
Тема достаточно животрепещущая, каждому врачу следует не только идти в ногу со временем, читать литературу, посещать конференции, но и уметь «отделять зерна от плевел». Спасибо за ценные рекомендации!