Умереть за веру

«Умереть за веру». Как это пафосно звучит сейчас, и как обыденно звучало какие-нибудь 200 лет назад…

Вот, например, у Н.В.Гоголя в «Тарасе Бульбе». Помните?

Бульба так сильно любит своих детей, что Андрия он убивает лично, считая, что так для сына будет лучше. (Кстати, предательство Андрия выглядит в тысячу раз гуманнее и человечнее, чем пафосный «героизм» зверского беспредела казаков).

Благодаря отвлеченным нерациональным действиям Бульбы по отлавливанию Андрия, его второго сына, Остапа, поляки захватывают в плен. Неимоверными усилиями, преодолев кучу трудностей, Бульба проникает во вражеский город повидаться с сыном, а может быть даже его спасти.

Но и тут у Бульбы ничего не получилось. Как можно было не сдержать своих эмоций, когда он переодевшись, проник в тюрьму, но выдал себя тут же, так и не повидавшись с сыном? Религиозный фанатизм полностью вытеснил в нем отца и здравый смысл, и все затея пошла прахом. Остапа казнили.

Если верить Гоголю, то в то время православная вера, как таковая, была намного важнее жизни собственных детей. Причем, мне кажется, нельзя сказать, что это была именно вера — скорее это была своеобразная жизнь по религиозным «понятиям», вызванная жестокими реалиями окружающей действительности. Что-то похожее, возможно, происходит и сейчас на Ближнем Востоке, где экстремистские религиозные мысли могут играть значительную роль в жизни. А судя по последним событиям, скоро верой смогут оправдываться и у нас.

Но пока в России, подобного массового фанатизма в плане веры, вроде бы не наблюдается, хотя и есть отдельные перегибы на местах.

Например, свидетели Иеговы не дают переливать кровь своим адептам, предпочитая чтобы они умерли, но не нарушили свои заповеди. В питерских больницах уже выработаны интересные алгоритмы противодействия подобным отказам.

Сильно православные тоже отличаются своей склонностью вызывать доктора только тогда, когда все совсем плохо, и молитва уже явно не помогла.

Находятся также люди, готовые пожертвовать своей и чужой жизнью ради неких идеалов и абстрактных идей. Среди распространенных — отказ от традиционного лечения и адекватной медицинской помощи.

Известны многочисленные примеры.

Рожающие на дому, чтобы «почувствовать себя настоящей женщиной». Смерть при таких родах объясняется тем, что «ребенок не хотел с ними жить, поэтому и погиб».

Доводящие своего ребенка до смерти нетрадиционными средствами. Смерть ребенка при этом расценивается как «свобода выбора для ребенка – жить или умереть, и как умереть».

Можно пойти еще дальше, и вспомнить здесь фанатизм тех родителей, которые считают, что их детям «лучше переболеть всем самим», включая пневмонию, менингит и сепсис, но главное не делать «страшные прививки». Лица, готовые довести своих детей до глухоты и гломерулонефрита, поскольку отит они лечат горошками, считая, что антибиотики разрушают энергетическую оболочку.

Мне, кстати, абсолютно понятно, что значит отдать жизнь ради своей семьи.

Но у меня в голове не укладывается, как можно жертвовать собственными детьми ради своих нетрадиционных дилетантских убеждений. Это же как нужно себя любить, чтобы ценить личные принципы выше жизни родных людей?

И весь этот патриотический пафос «Тараса Бульбы» не более, чем ширма. Для меня Бульба — это воплощение маньяка-убийцы, который несет окружающему миру, своей семье и, в конечном счете, себе, разрушение и погибель. Причины такого поведения — банальная скука и эгоцентризм, прикрытые высокопарными словами об истинной вере.

А вера, как известно, прекрасно замещает недостаток знаний.