Перегрузки в школе?

«Доктор, вы должны нас спасти!». Я поморщился. По роду своих занятий я никого не спасаю. Спасают спасатели, пожарные, реаниматологи, хирурги. Педиатры же предпочитают не доводить болезни до той стадии, когда уже нужно «спасать». Проще вовремя вылечить. Или предотвратить.

«Вы наша последняя надежда!» — восторженно продолжает мама. М-да. Когда говорят про то, что ты — «последняя надежда», с высокой вероятностью доктор будет пятым или десятым в бесконечном ряду врачей, но уж точно не последним.

Я прекрасно знаю об особой категории мам. Они обожают вызывать врачей, но никогда не выполняют их рекомендации. Чаще всего это домохозяйки с единственным ребенком, рожденным ближе к 40. Это они — постоянные клиенты остеопатов. Это они пожирают гомеопатические горошки тоннами. Это они подсаживаются на сетевой маркетинг по продаже БАДов. Это они ищут в интернете все новые способы лечения, но ничто им почему-то не помогает… Потому, что вылечить то, чего нет, — нельзя.

Но у этой мамы, на первый взгляд, другой случай.

Она рассказывает, что у ребенка уже 2 месяца периодически поднимается субфебрильная температура. Без всяких симптомов. Не каждый день, чаще утром, но бывало и вечером. Раньше ребенок особо не болел. Первые два класса школы прошли спокойно.

Сдавали много разных анализов — все хорошие. Лор смотрел, никаких очагов хронической инфекции нет. Реакция Манту в норме. При осмотре педиатра также никакой патологии не выявлено.

«Эта температура нас просто подкосила, — сказала мама. — Ладно школа, она начальная, домашние задания делаем. Но вот что делать с музыкалкой? А дополнительные занятия?». — «А чем еще занимается ребенок?» — спросил я. Моя собеседница расцвела: «У нас один ребенок, но очень одаренный. И мы хотим дать ему все! Школа у нас английская. Гимназия. Еще мы наняли педагога по французскому, дополнительная музыка. Два раза в неделю — шахматы. На выходных ходим в различные музеи. Абонемент в большом зале филармонии…».

— А как часто он гуляет на улице? — спросил я.
Мама удивилась:
— Вообще у него такой график, что после школы он еле успевает перекусить. Потом музыкальная школа. Дома поесть, и сразу репетитор или преподаватель по шахматам. Дальше нужно делать уроки. По выходным мы приобщаемся к искусству.
— Значит, вообще не гуляет? — удивился я.
— Ну нет, гуляет. Гуляет, когда мы идем из гимназии в музыкальную школу.
— А с друзьями общается?
— Конечно… в школе.
— А на физкультуру он ходит?
— Нет, освобожден. На полгода.
— А что он сам любит?
— Вообще-то он очень хотел заниматься футболом. Но времени на это нет. Зато мы разрешаем играть ему в футбол на компьютере.

Да, с родительницей все было понятно. Теперь нужно было решить, с чем связаны эти постоянные подъемы температуры. Может, ребенок действительно заболел какой-то хронической инфекцией, которая не дает ему спокойно заниматься шахматами?

Поэтому для начала мы договорились, что мама будет мерить температуру три раза в день, попеременно под левой и под правой подмышками. Кроме того, нужно сделать так называемый парацетамоловый тест. Если температура окажется 37,5 — необходимо дать ребенку парацетамол или ибупрофен. Если температура в течение получаса снизится — значит, все-таки она инфекционная. Если же не снизится — скорее всего, это термоневроз — сбой центра терморегуляции.

Через пару дней мы созвонились с мамой. Температура подмышками отличалась на 0,3–0,5 градусов. От парацетамола за полчаса не снизилась. Итак, налицо был так называемый термоневроз. Запускают его обычно перенесенные ОРВИ, а поддерживают различные психосоматические факторы.

«Похоже, ваш ребенок не справляется с нагрузкой, — сказал я маме. — Он часто болеет, у него субфебрилитет — но все это защитная реакция на переутомление. Болезнь для него — единственный доступный отдых. Для физического здоровья в избыточной учебе никакой пользы нет. Необходимо что-то убрать из ваших занятий. Гулять на улице, общаться с ребятами в неформальной обстановке. Заняться спортом, наконец».

Видно было, что маме очень не понравились мои выводы.

— Доктор, может, еще сдать мазки из горла и носа? Вдруг там живет какая-то инфекция?
— Вы же уже сдавали посевы, там ничего не высеялось, — заметил я.

— Но, может, пересдать в другой лаборатории? — не сдавалась мама. — Кроме того, мы еще сдали анализ на дисбактериоз, будет готов через дней пять. Может, тогда и решим окончательно, какой диагноз?
— Пожалуйста, я не против.

Больше они мне не звонили.Через пару месяцев от общих знакомых я узнал, что мама нашла какого-то паразитолога в интернете и он лечит ребенка от лямблий, «диагностированных с помощью метода Фолля», дорогостоящими БАДами. В принципе, на таких пациентов подобные методики и рассчитаны.

Сочувствовать ли ребенку? Сложно сказать. Надеюсь, что когда он вырастет, он сам во всем разберется.

Оригинал: http://apteka.ru/info/articles/zdorovyy-rebenok/peregruzki-shkole/