Надо ли рано?

«У меня к Вам личный вопрос, можно?» — спросила меня счастливая мама двоих детей. «Вы как обучили своего ребенка переворачиваться и ползать?»

«?? В каком смысле?»

«Ну, вы ползали перед ним, показывая как это правильно делать?»

«Зачем?!» -поразился я.

«Ну, а как иначе ребенок обучится что-либо делать?»

Такая интересная логика свойственна многим нашим согражданам. Это связано с тем, что развитие здорового ребенка в России рассматривается не как естественный, врожденно-обусловленный процесс, а как результат усилий врачей, различных патов и массажистов.

«Массажист обучил ребенка переворачиваться».

«Массажист показал ребенку, как надо вставать».

«У нас «тонус», регулярно наблюдаемся у невропатолога, правда ничего из того, что она назначала, не давали, но, благодаря доктору, ребенок стал ползать».

Может ввести в роддомах новую коммерческую услугу — обучение здоровых новорожденных самостоятельному дыханию, сосанию и мочеиспусканию?

А помню, еще на лекциях по педиатрии, профессор выдала следующую глубокую мысль: » А если ребенку сделать три курса массажа, он начинает ходить на две недели раньше!» (Бурные аплодисменты).

Правда, уже тогда у меня возникал вопрос — а что дают, эти две недели? Кроме гордости родителей и зависти их знакомых, конечно?)

Социалистическое соревнование засело в наших генах. «А ты знаешь, что наши знакомые N наняли репетитора по английскому для двухлетней дочери?» — как-то раз, с вызовом, спросила меня жена. «А мы почему ничего не делаем?»

«Я знаю еще более интересный случай», — отвечаю. «11-месячный сын моих клиентов посещает клуб раннего развития и изучает там английский язык.

Правда, пока он не говорит ни одного слова ни на русском, ни на английском»…

А другому трехмесячному малышу родители купили книгу-пособие по обучению чтения. На ней было написано — «Для детей с нуля». Причем ребенок уже проявил явные способности к ее изучению — обмусолил и зажевал корешок книги так, что папа сильно расстроился, поскольку стоило это чудо педагогической мысли очень не дешево.

Ближе к двенадцати ночи в субботу тревожно зазвенел телефон. Мама двухгодовалого мальчика срывающимся голосом сообщила мне: «Доктор, нас очень беспокоит, что Боренька еще плохо говорит…» «Вообще, что ли не говорит?»

«Он еще не говорит… фразами…»

«К вам что, — говорю, — что, свекровь в гости приехала?» «Нет, муж! Вернулся из командировки. Он хочет сводить ребенка к остеопату, что Вы думаете?». А надо отметить, что папа этот последние пару лет все время проводил в командировке.

Так может отцу надо просто больше времени проводить с сыном и с ним общаться, читать книжки? Но это намного сложнее, чем выкинуть денег на ветер…

Помню одного пациента, который уже в 1,5 года читал длинные стихи наизусть и свободно разговаривал, поражая всех окружающих. Правда у него был выраженный гидроцефальный синдром, и одно время нейрохирурги даже планировали сделать ему шунтирование. Потом, слава Богу, все как-то компенсировалось, и обошлось без операции. Но и его ускоренное развитие тоже исчезло, к разочарованию родителей)).

Есть еще одна интересная категория детей, демонстрирующих «феноменальные» способности на первом году жизни. Это усыновленные дети, чьи новоявленные родители решили скрыть данный факт от окружающих. Причем иногда бывает, что то, что ребенок не родной, не знают не только друзья и коллеги, но даже бабушки и дедушки. В установленные сроки мама начинает носить под одеждой подушку, имитирующую живот, и даже «едет в роддом» на несколько дней, откуда возвращается с сыном или дочкой.

Но поскольку усыновление обычно происходит не раньше, чем ребенку исполняется месяц, паспортный и биологический возраст будут на этот месяц отличаться. Естественно, такой ребенок будет «обгонять» всех своих сверстников)).

Отдельно стоит упомянуть такую глобальную отечественную проблему как «приручение к горшку». Начиная чуть ли не с полугода жизни это вопрос становится наиважнейшим для всех родственников.

Возможно, такая невероятная озабоченность горшками обусловлена какими-то малоизученными архетипами или, все дело в банальном желании сэкономить на подгузниках?

И хотя этим абсолютно бесполезно заниматься, пока ребенок не достиг определенного уровня сознательного мышления, для достижения данной цели люди готовы идти на любые средства. В результате, затюканный ребенок вообще перестает испражняться, сдерживая позывы, что приводит к анальным трещинам и запорам.

Подождите немного — дети вырастают и начинают понимать, куда и зачем нужно писать. Но пока ребенок этого сам не осознал, заниматься подобной дрессировкой бессмысленно.

Представьте вашего сына в 10 лет. Какая вам будет разница, когда он начал ходить на горшок — в 1,5 года (путем неимоверных усилий, дрессировки и стрессов) или в два года (просто поняв, что от него требуется)?

Все хорошо в свое время. И у всех оно разное. Плюс минус несколько месяцев, никакой роли в развитии ребенка не сыграют. Немного терпения — и все получится.